Семинар наблюдения
за младенцами
В рамках образовательной деятельности Санкт-Петербургского Общества детского психоанализа проводится семинар по наблюдению
за младенцами.
Семинары наблюдений за младенцами в Санкт-Петербургском Обществе психоанализа проводятся с 2010 года по настоящее время.

Практика систематического наблюдения за младенцем дает возможность изучить эмоциональные состояния и реакции ребенка в домашнем окружении, наблюдать за развитием отношений между ребенком и присутствующими людьми, включая наблюдателя. Позволяет представить младенческий опыт детей старшего возраста, а также улучшает понимание невербального поведения ребенка и его игры.

Данная техника изучения детей была открыта детским аналитиком Эстер Бик. Она ввела наблюдение за младенцами в качестве учебной дисциплины в обучение детских психотерапевтов в 1948 году, чтобы ознакомить студентов с надежным знанием детского развития.
Каждому обучающемуся в конце курса необходимо написать эссе по наблюдениям за младенцами. Эта работа показывает наиболее значимые аспекты наблюдений, обзор всей последовательности развития и самые важные фрагменты материалов наблюдений.
Участники курса должны договориться с семьей младенца о регулярных посещениях 1 раз в неделю в определенный день и время. Это создает постоянство и обеспечивает истинное понимание наблюдения. Время самого наблюдения - 1 час. По окончании визита наблюдатель записывает максимально подробно свои наблюдения. Для успеха обучения также важно все наблюдения представлять обыденным описательным языком, чтобы не приписывать мнений и предубеждений той или иной ситуации наблюдения. Все участники такого курса встречаются в группе из 4-х человек 1 раз в 2 недели на 1,5 часа. Вместе с ведущим семинара по очереди они изучают записанные наблюдения и обсуждают свой опыт. Такие наблюдения и семинары продолжаются в течение 1,5 лет. Постоянный состав группы наблюдателей, регулярность встреч позволяют участникам семинара получать поддержку, выдерживать тревогу, неопределенность, дискомфорт, беспомощность, с которыми сталкивается каждый из них в процессе наблюдения.

Такой опыт является существенным при профессиональной подготовке специалистов к последующей клинической работе с детьми раннего возраста в различных направлениях.
Более подробную информацию можно получить у ведущей семинара, Лукьянович Виктория Анатольевна