Методический
семинар для ведущих тоддлеровских групп
В рамках образовательной деятельности Санкт-Петербургского общества детского психоанализа проводится методический семинар для ведущих тоддлеровских групп.
Первая тоддлеровская группа была организована в 1978 году в Центре Анны Фрейд (Лондон). В Санкт-Петербурге тоддлеровские группы проводятся с 1997 года. Тоддлер (toddler (англ.)) – ребенок, начинающий ходить.
Тоддлеровские группы представляют собой психологические группы встреч для мам и детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет), направленные на поддержку мам, детей и их отношений в непростой, своего рода переходный период раннего возраста детей. Тоддлеровские группы проводятся в помещении, специально оборудованном для игры детей. Благодаря принимающей, безоценочной атмосфере, создаваемой ведущими, дети могут найти занятия себе по душе, свободно играя, общаясь между собой, с мамами и другими взрослыми, постепенно осваивая правила группы и приобретая навыки взаимодействия с другими детьми. У мам есть возможность обсуждать с ведущими и друг с другом такие интересующие и зачастую тревожащие их вопросы как: отлучениет ребенка от грудного вскармливания, приучение к горшку, особенности эмоциональной регуляции и поведения детей (нарушение сна, вспышки раздражительности, истерики, непослушность и т.п.), отношения с едой, особенности взаимодействия со сверстниками
и взрослыми (застенчивость, агрессивность, страх общения и др.), познавательное развитие ребенка, подготовка к детскому саду, разнообразные чувства детей и родителей и многое другое.

Методический семинар

Для ведущих тоддлеровских групп семинар состоит из двух частей.
1-ая часть методического семинара (продолжительность — 4 - 5 дней)
посвящена формированию навыков психоаналитического наблюдения,
которые являются одними из базовых для ведущих тоддлеровских групп.

В процессе этого семинара участники будут учиться:

Наблюдать за детьми раннего возраста, посещающими тоддлеровскую
группу (по видео);

Фиксировать и представлять свои наблюдения, различая наблюдаемые
факты и возникающие впечатления;

Формулировать гипотезы относительно результатов собственных
единичных и лонгитюдных наблюдений и наблюдений, сделанных другими
участниками семинара;

Использовать различные теоретические концепции для интерпретации
наблюдаемых феноменов, касающихся фантазий детей, их
интеллектуального развития и поведения, качества игровой активности и
эмоционального состояния, а также – характера их отношений с матерями;

Осознавать контрпереносные реакции, возникающие в процессе
наблюдения, и использовать их как для понимания наблюдаемых явлений,
так и для осмысления возможностей и ограничений метода наблюдения, как
одного из инструментов психоаналитической диагностики.
2-ая часть методического семинара (продолжительность — 3 - 4 дня)
посвящена вопросам организации и ведения тоддлеровских групп.

В процессе этого семинара участники будут учиться:

познакомятся с историей возникновения тоддлеровских групп и - с
различными модификациями классической модели тоддлеровской группы;

Узнают об основных принципах организации и ведения тоддлеровских
групп;

Примут участие в методических разборах процесса ведения трех
тоддлеровских групп (по материалам видео);

Составят представление о типичных сложностях, с которыми сталкиваются
ведущие тоддлеровских групп и путях их преодоления;

Обсудят различные случаи из опыта работы ведущих семинара;

Познакомятся с тактиками и стратегиями работы с тоддлеровской группой
в целом и отдельными ее участниками;

Получат необходимую методическую литературу.
Более подробную информацию можно получить у ведущей семинара, Валентины Юрьевны Ивановой